Увольнение госслужащего в связи с утратой доверия

29 января стало известно о том, что президент России Владимир Путин отправил в отставку главу Чувашской Республики Михаила Игнатьева. Объясняя данное решение в своём указе, президент России воспользовался устоявшейся формулировкой — «в связи с утратой доверия».

Данное канцелярское клише в последние 10 лет регулярно сопровождает отставки чиновников высокого ранга.

Михаил Игнатьев

В документе, подписанном президентом, не уточняется, какие именно действия Игнатьева послужили причиной утраты доверия. Однако большинство не сомневаются, что всему виной скандал, разразившийся несколько дней назад. 18 января в Чебоксарах Игнатьев вручал сотрудникам местного ГУ МЧС ключи от нового пожарного автомобиля. Неожиданно глава республики решил “поиграть в собачку”: поднял руку с ключами над головой так, что майор МЧС Евгений Васильев вынужден был подпрыгивать, чтобы дотянуться и взять их.

СМИ и интернет-пользователи, в распоряжении которых оказалась видеозапись с церемонии, стали активно критиковать Игнатьева и назвали его поступок неэтичным. Отметим, что всего за 5 дней до инцидента с ключами глава Чувашии позволил себе резкое высказывание в отношении блогеров и журналистов: он призвал их просто «мочить». Так что представители прессы даже не подумали щадить руководителя республики в сложившейся ситуации.

После того как событие получило широкий резонанс, поведение губернатора рассмотрела Комиссия по этике партии «Единая Россия». Секретарь генсовета партии Андрей Турчак заявил, что действия Игнатьева находяться «за гранью понимания». После исключения из рядов единороссов пребывание Игнатьева на столь ответственном посту перестало устраивать и высшую исполнительную власть.

Никита Белых

В отличие от Михаила Игнатьева, не совершившего никакого уголовного преступления, другой уволенный Путиным вследствие утраты доверия губернатор – Никита Белых – в момент отставки находился под следствием. Руководителя Кировской области обвиняли в получении взятки в особо крупном размере. Через месяц после возбуждения уголовного дела, 28 июля 2016 года, президент России отстранил Никиту Белых от должности.

Алексей Улюкаев

Ещё одно громкое увольнение последних лет по причине утраты доверия — отставка Алексея Улюкаева, который до 15 ноября 2016 года занимал пост министра экономического развития РФ. Чиновник был отправлен Путиным в отставку не сразу после возбуждения дела о коррупции, а уже во время судебного процесса над ним, когда его поместили под домашний арест.

Вячеслав Гайзер

Много шума наделала и отставка главы Республики Коми Вячеслава Гайзера. 19 сентября 2015 года сотрудники Следственного комитета вывезли губернатора в Москву и допросили. Его подозревали в мошенничестве и создании преступного сообщества. Путин уволил главу региона через 11 дней после его ареста.

Юрий Лужков

Если в вышеописанных случаях отставка чиновников сопровождалась общественными скандалами или уголовными делами, то освобождение от обязанностей мэра Москвы Юрия Лужкова не было связано с какими-то конкретными действиями градоначальника. События развивались по-другому сценарию: сначала по федеральным каналам показали фильмы, критиковавшие деятельность Лужкова, а затем президент Дмитрий Медведев в сентябре 2010 года подписал указ об отставке столичного мэра в связи с утратой доверия. Сам Лужков объяснял произошедшее тем, что отказался поддержать выдвижение Медведева на второй президентский срок. После увольнения Лужков выступал с осуждением политики властей страны, но оснований для его уголовного преследования у правоохранителей не нашлось.

“Утрата доверия” — универсальная формулировка, которую можно использовать всегда, когда надо отстранить от должности госслужащего. В опалу могут попасть как чиновники, которые нарушили букву закона, так и те, которые совершили какие-то неприемлемые с точки зрения морали и этики поступки. Любопытно, что сама формулировка звучит таким образом, чтобы максимально дистанцироваться от того, к кому она применяется. Это позволяет сохранить лицо высшему руководству, назначившему в свое время чиновника на должность. Кстати, присутствует эта формулировка и в Трудовом кодексе РФ — в статье 81.

При этом отметим, что уголовное преследование, как правило, влечёт за собой решение о снятии с поста, однако соответствующий вердикт глава государства может вынести на любом этапе процесса.

Порядок увольнения служащих в муниципальных, военных и государственных органах, в связи с утратой доверия

В статье 81 трудового кодекса РФ разъясняется определение «утрата доверия», которое может использоваться администрацией как обоснование для прекращения трудового договора на основе закона.

По этому положению, доверие работодателя может быть утрачено при совершении работником преступных действий.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Кого увольняют по такой причине?

Рассмотрим, к каким категориям людей может быть применено увольнение в связи с утратой доверия и как происходит данная процедура в каждом конкретном случае.

Государственного служащего

В независимости от ситуации причина для увольнения должна быть:

  • Обоснована фактами, которые имели место быть.
  • Подтверждаться документами, в которых фиксируется вина работника.
  • Под действие закона может попасть любой государственный гражданский служащий, уличенный в нарушении закона и попадающий под действие закона.
Это важно знать:  Заявление на увольнение по сокращению досрочно: образец 2020 года

Порядок проведения процедуры

Основания для увольнения по утрате доверия устанавливаются ст. 59.2 ФЗ от 27.07.2004 «О государственной гражданской службе Российской Федерации». В число оснований входит следующее:

  • Отказ в предотвращении или регулировании конфликта интересов, одной из сторон которого он является.
  • Не предоставление данных о доходе, имуществе, расходах и тех же данных от своего официального партнера и детей, либо предоставление ложных сведений.
  • Участие служащего на платной основе в коммерческой деятельности (кроме случаев, определенных в федеральном законе).
  • Участие служащего в управлении, попечительстве или наблюдательном совете органов иностранных некоммерческих неправительственных компаний и осуществляющих деятельность на территории РФ их подразделений.
  • Нарушение запрета гражданским служащим или членами его семьи (супругой, несовершеннолетними детьми) на хранение денежных средств в иностранных банках.

В докладной должны содержаться данные о подающем записку, его ФИО, время, место и обстоятельства, оказавшие влияние на выполненные действия. Если сведения подаются компетентными органами или третьими лицами, то написание записки не обязательно для данного процесса. При проведении инвентаризации одной докладной записки будет недостаточно, потребуется составление акта с фиксацией всех нарушений.

Эти документы послужат основой для выполнения служебного расследования в сторону работника, для подтверждения или опровержения вины. Чтобы все прошло по законодательным правилам, будет создана комиссия, в составе которой должны быть не только компетентные в данном вопросе люди, но и незаинтересованные лица, как со стороны служащего, так и от работодателя.

Мнение эксперта
Поляков Пётр Борисович
Адвокат с 6-летним стажем. Специализация — гражданское право. Опыт более 3 лет в составлении договоров.

Эта комиссия создается после выхода внутреннего приказа и включает как минимум трех человек. В приказе также прописываются сведения о членах комиссии (должности, ФИО, полномочия, период работы комиссии и прочее).

Перед подготовкой и издание приказа на сотрудника должно налагаться дисциплинарное взыскание, приказ о котором формирует само предприятие из-за отсутствия единой формы.

  1. В нем нужно указать ФИО, должность, подразделение трудящегося.
  2. Затем записать данные о совершенном проступке, который нарушил трудовой или коллективный договор, с обязательным документарным подтверждением нарушений.
  3. Также в приказе о взыскании нужно записать все обстоятельства, при которых был свершен проступок, степень вины и ее тяжесть со стороны работника.
  4. Только после выхода приказа начальство может распорядиться о выходе приказа об увольнении, в котором будут указаны реквизиты прошлого приказа по отношению к работнику. Работник должен ознакомиться с этим приказом и подписать.
  5. После проведения этой процедуры в трудовую книгу вносится запись об увольнении в связи с утратой доверия и ссылки на основания их ТК РФ. Выдача трудовой книги происходит в день увольнения.
  • Скачать бланк приказа о взыскании
  • Скачать образец приказа о взыскании
  • Скачать бланк приказа об увольнении
  • Скачать образец приказа об увольнении по утрате доверия

На фото ниже приведен пример записи в трудовой книжке об увольнении в связи с утратой доверия:

При этом типе увольнения за работником полностью сохраняются такие выплаты, как оплата труда, компенсации, премии и надбавки, которые должны быть выданы в последний рабочий день.

Увольнение госслужащего по названной статье может поставить крест на дальнейшей службе. Чтобы не допустить этого, сотруднику следует постараться урегулировать конфликт и по возможности уволиться «по собственному желанию», чтобы не столкнуться с проблемами при дальнейшем трудоустройстве.

Военнослужащего

В нем содержатся данные об ответственности военнослужащего за совершение коррупционных правонарушений. К основаниям для увольнения по причине «утраты доверия» относится:

  • Неприятие мер по регулированию и устранению конфликтных ситуаций, в которой он является одной из сторон.
  • Непредставление сведений о своих доходах, расходах, имуществе, в том числе и данных мужа или жены, несовершеннолетних детей.
  • Сотрудничество с коммерческой организацией, входящей в состав органа управления на оплачиваемой основе.
  • Проведение предпринимательской деятельности,

Увольнение проводится при установлении одного или сразу нескольких правонарушений, расцененных как коррупционные. При увольнении по данной формулировке, он должен предоставить причинно-следственную обусловленность нарушения, иначе увольнение является противозаконным.

Также увольнение по утрате доверия является одним из прав руководителя, но не обязанностью. Начальством должен быть детально разобран каждый из случаев, перед принятием решения об увольнении, которое является крайней мерой взыскания.

Порядок проведения процедуры

Для военнослужащих порядок увольнение по причине утраты доверия имеет определённые особенности. Это связано с тем, что по ст. 51 увольнение по данному основанию считается взысканием за коррупционные правонарушения и выполняется с учетом положений, определяющих использование названых взысканий.

Увольнение по причине утраты доверия может произойти только по итогам:

  1. Проверки на достоверность и полноту данных о доходах и выполнения требований к поведению на службе.
  2. Контроля за соответствием доходов и расходов военнослужащего.
  3. Проверки полноты и достоверности данных о расходах.

Коррупционное взыскание, в части и увольнение со службы по причине утраты доверия, может быть применено не позднее полугода со дня получения данных о совершении правонарушения.

Муниципального работника

Для работников муниципальных служб увольнение по утрате доверия проводится на основании федеративного закона номер 25 «О муниципальной службе в Российской федерации», по статье 27.1. Чтобы выяснить мотивы проступка руководителю следует потребовать от работника предоставить объяснительную в письменном виде. Служащий должен составить и отдать ее в течении двух дней со дня получения приказа о ее написании. Не предоставление бумаги оформляется в форме акта, но не может послужить основанием для начал увольнения.

Это важно знать:  Увольнение пенсионера с работы по собственному желанию: образец 2020 года, сроки

Расследование произошедшего нарушения проводится до завершения месяца со дня получения информации о нарушении. При этом выбывают дни, в которые работник был на больничном по временной нетрудоспособности, на время нахождения в отпуске, в дни непосещения работы по веским причинам, время выполнения проверки, период рассмотрения материалов по делу собранной комиссией. Увольнение может быть проведено в течении полугода, но не после этого срока.

В составленном приказе на увольнение должны быть приведены ссылки на статьи законодательного акта. Копия приказа с отметкой о совершенном правонарушении, нарушенных положения будут выданы служащему под расписку в течение пяти рабочих дней, считая от дня составления.

Перечень документов зависит от основания увольнения. Так, может быть использована следующая документация:

  1. Приказ об увольнении от работодателя.
  2. Заявление на увольнение по собственному желанию.
  3. Постановление суда о дисквалификации и пр.

Также следует учесть принятый 1.07.2017 федеральный закон № 132-ФЗ, согласно которому будет вести реестр муниципальных служащих, уволенных из-за утраты доверия. В особенности причина увольнений касается нарушений, связанных с коррупцией. Однако введение этого реестра не означает полную невозможность вернуться к муниципальной службе. Введение этого закона лишь делает открытым список тех, кто был уволен по названной причине, и работодатель должен учитывать это при принятии решения о приеме на работу.

Увольнение в связи с утратой доверия может быть применено к любому государственному, муниципальному работнику или военнослужащему. Однако принятие данного решения требует обоснования и серьезного расследования. В дальнейшем служащий может обжаловать принятое решение в суде. Восстановление после увольнения также не всегда возможно.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

Стаж по госслужбе 24 года, хотят уволить за утрату доверия за недостоверные и неполные сведения указанные в декларации о доходах.

Сохраниться ли право на пенсию за выслугу лет в этом случае,

Галина! Нет, за вами вопрошаемое право не сохраниться,

Мнение эксперта
Поляков Пётр Борисович
Адвокат с 6-летним стажем. Специализация — гражданское право. Опыт более 3 лет в составлении договоров.

Учитывая вашу выслугу — 24 года, вы не вправе получать пенсию за выслугу лет, в силу ст.7 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 28.12.2017) «О государственной гражданской службе Российской Федерации)

Статья 7. Условия назначения пенсий федеральным государственным гражданским служащим

1.1. Федеральные государственные гражданские служащие при наличии стажа государственной гражданской службы не менее 25 лет и увольнении с федеральной государственной гражданской службы по основанию, предусмотренному пунктом 3 части 1 статьи 33 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», до приобретения права на страховую пенсию по старости (инвалидности) имеют право на пенсию за выслугу лет, если непосредственно перед увольнением они замещали должности федеральной государственной гражданской службы не менее 7 лет.

Тем более основания Вашего увольнения не подходят к п.3.

Удачи вам в разрешении Вашего вопроса!

Доброго времени суток Галина

Так как стаж ваш не позволяет для назначении вам пенсии, то данное основание увольнения не будет препятствием для назначения вам пенсии согласно

Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»

Размеры пенсий за выслугу лет, установленные до 01.01.2015 в соответствии со ст. 7, пересчитываются с 01.01.2015 с учетом положений ст. 14 и 21 данного документа (в ред. ФЗ от 21.07.2014 N 216-ФЗ).

Статья 7. Условия назначения пенсий федеральным государственным гражданским служащим

(в ред. Федерального закона от 18.07.2009 N 187-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

О сохранении права на пенсию за выслугу лет за лицами, приобретшими его до 01.01.2017, см. ФЗ от 23.05.2016 N 143-ФЗ.

На основании анализа статьи 7 федерального закона

«О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации ваше увольнение по основании предусмотренному п.1.1 ст 37 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 N 79-ФЗ за утрату доверия лишает вас права на получение пенсии за выслугу лет

1.1) утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами;

Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»

Размеры пенсий за выслугу лет, установленные до 01.01.2015 в соответствии со ст. 7, пересчитываются с 01.01.2015 с учетом положений ст. 14 и 21 данного документа (в ред. ФЗ от 21.07.2014 N 216-ФЗ).

Статья 7. Условия назначения пенсий федеральным государственным гражданским служащим

(в ред. Федерального закона от 18.07.2009 N 187-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

О сохранении права на пенсию за выслугу лет за лицами, приобретшими его до 01.01.2017, см. ФЗ от 23.05.2016 N 143-ФЗ.

Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 N 79-ФЗ (последняя редакция)

Статья 54. Стаж гражданской службы

1. В стаж (общую продолжительность) гражданской службы включаются периоды замещения:

1) должностей гражданской службы, воинских должностей и должностей федеральной государственной службы иных видов;

(в ред. Федерального закона от 13.07.2015 N 262-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) государственных должностей;

3) муниципальных должностей;

4) должностей муниципальной службы;

Это важно знать:  Как уволиться из армии офицеру

5) иных должностей в соответствии с федеральными законами.

(часть 1 в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 510-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. В стаж гражданской службы для установления гражданским служащим ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную гражданскую службу помимо периодов замещения должностей, указанных в части 1 настоящей статьи, включаются (засчитываются) в соответствии с порядком исчисления стажа гражданской службы, установленным Президентом Российской Федерации, иные периоды замещения должностей, перечень которых утверждается Президентом Российской Федерации.

(часть 2 в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 395-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Стаж государственной гражданской службы Российской Федерации для назначения пенсии за выслугу лет гражданским служащим устанавливается в соответствии с федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей.

В связи с утратой доверия

Для абсолютного большинства служащих такие слова в трудовой книжке — настоящий кошмарный сон. Поэтому практически все уволенные обращаются в суды с требованием обелить их и признать приказ с подобным «приговором» незаконным.

Поэтому Верховный суд собрал все подобные судебные дела и, проверив, дал своим коллегам разъяснения, когда чиновника увольнять за коррупционный проступок правильно, а когда — нет.

Материалы, которые рассмотрел Верховный суд, показали, что наши чиновники обращаются в суды с четким перечнем требований. Во-первых, просят о восстановлении на службе. Следом идет просьба о признании незаконным решение комиссий, которые чиновников наказали, следом идет оспаривание приказов об увольнении и приказов начальников о дисциплинарных взысканиях. Причины наказания чиновников укладываются всего в несколько пунктов.

Это нежелание утрясти конфликт интересов, предпринимательство параллельно с госслужбой и попытка скрыть информацию о доходах и имуществе.

При этом Верховный суд подчеркнул, что отказ в возбуждении уголовного дела против чиновника не может служить основанием для его освобождения от дисциплинарной ответственности.

Понятие «конфликт интересов» — одно из распространенных поводов для увольнения. Такая ситуация подразумевает, что личная заинтересованность чиновника влияет на исполнение им своих обязанностей.

Кстати, личная заинтересованность — это по Закону «О противодействии коррупции» возможность для чиновника получить при исполнении своих служебных обязанностей деньги, ценности или некие услуги для себя, своих близких или «третьих лиц». Причем все это — в ущерб работе. Верховный суд напоминает: непринятие чиновником мер для предотвращения конфликта интересов — это безусловное основание для дисциплинарной ответственности.

Как пример в обзоре приводится дело некой уволенной начальницы управления архитектуры, которая очень нежно опекала две строительные фирмы. Проверка показала, что в одной фирме учредителем был ее отец, а в другой — сын.

Еще основание для увольнения — нежелание после занятия чиновничьего кресла передать в доверительное управление свои ценные бумаги, акции и паи. Здесь в качестве примера Верховный суд выбрал дело уволенного таможенного чиновника, который потребовал восстановить его на работе. Служащему суды отказали. Проверка показала: чиновник был учредителем коммерческой брокерской фирмы, которая занималась операциями с декларированием товаров, идущих через границу. Свою долю, а это половина брокерской фирмы, он, устроившись в таможню, никому не передал.

Верховный суд напомнил — в основе конфликта интересов на госслужбе всегда лежит заинтересованность в получении материальной выгоды. Поэтому, заявил Верховный суд, в одном из случаев правильно районные коллеги пошли навстречу наказанной чиновнице. Дама отвечала за здравоохранение в одном из регионов и кроме других обязанностей еще и проверяла медицинские фирмы. Чиновницу наказали, когда узнали, что в одной из проверяемых фирм работает ее муж. А это, на взгляд районных начальников, — конфликт интересов. Их логика была такая: муж мог получать премии за положительные проверки компании его женой. Но суд, разобравшись, заявил: муж чиновницы в фирме — мелкий служащий. Эту компанию проверяла его жена регулярно уже несколько лет. И сейчас, и в прежние годы она выявляла нарушения. Так что конфликта интересов нет.

Еще важная деталь: близкое родство — не основание для увольнения чиновника. Как пример — дело замглавы города, которого пришлось суду восстановить на работе. В администрацию была принята невестка чиновника, а когда об этом узнали, чиновника попросили на выход. Хотя служебные интересы его и невестки никак не соприкасались. Суд, вернув уволенного на место, сказал: женщину приняли на работу еще до того, как она вышла замуж за сына чиновника, и они по службе вообще не пересекаются. Так что и ни о каком конфликте интересов речи быть не может.

Отказ чиновника отчитываться о доходах и имуществе — вполне повод для расставания с креслом. Но это правило действует не для всех чиновников. Есть список должностей, обладатели которых сообщают о доходах и расходах как личных, так и своих близких. Но если место чиновника в перечне отсутствует, спросить с него нельзя.

Так суд восстановил на работе специалиста юридического отдела муниципальной администрации. Дама не отчиталась о своих доходах, и ее уволили. Нет — сказал суд. Чиновница и не должна отчитываться — ее должности в перечне нет. Наказать чиновника, кстати, можно лишь в течение месяца с момента появления информации о его коррупционном проступке..

Автор статьи
Поляков Пётр Борисович
Адвокат с 6-летним стажем. Специализация — гражданское право. Опыт более 3 лет в составлении договоров.
Следующая
УвольнениеУведомление об увольнении в связи с ликвидацией

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock
detector